Глава V. Трудный путь наверх
Сначала мы шли то вверх, то вниз. Холмы, словно волны, вздымались всё выше и выше. Первое время небольшие стоянки были каждые 40-45 минут. Затем, по своему обыкновению, «трио» рвануло вперёд. И когда мы вместе с остальными подошли к развилке лошадиной тропы (очень грязные эти тропы, разбитые копытами лошадей, иногда можно угодить в грязь по колено) и позвали руководителя, так как не знали куда идти, он крикнул что-то и больше не отзывался. Привалов не было уже около 2-х часов. Все устали. Идти приходилось по лесу. Духота стояла невыносимая. Ручейков не было вовсе. Шли всё время вверх по крутому склону, утопая в грязи, в почти тропическом по влажности и духоте лесу. Занятие неприятное.
Саша был возмущён больше всех. Мы какое-то время пробовали докричаться до передовой группы, но безрезультатно. И выбрав правую тропу, уходившую круто вверх, продолжили путь. Думать не хотелось. Смотреть вперёд тоже. За сплошным массивом деревьев не было видно насколько далека вершина. Мокрые, на этот раз от стекающего ручьями пота, мы в молчании брели вперёд. Никогда бы не подумала, что можно так долго идти вверх без остановки. И это ещё не перевал, а только подход к нему! Что же ждёт нас дальше?
В тишине леса и при всеобщем молчании «прилетела» ко мне мысль. Ведь и в жизни также. Если выбираешь путь наверх, то подниматься нужно всегда, каждую секунду, каждый миг. Путь к Богу много тяжелее пути на эту небольшую гору, которая имеет вершину, конец. И нам показано, как должно трудиться в жизни, чтобы следовать по этому пути.
В горах, когда начинается крутой подъём, нужно идти одним темпом небольшими шагами. Ведь неизвестно, насколько высоко надо подняться и как долго придётся идти. Поэтому двигаться рывками нельзя. Нужно взять такой темп, которым ты можешь идти без остановки хоть вечность.
Через полчаса после того, как мы прошли развилку, и когда надежда на привал была потеряна, мы, наконец, добрели до руководителя. Он устроился на солнечной и довольно сухой полянке. Скинув рюкзаки, мы направились к небольшому ручью неподалеку. Это был даже не ручей, а лишь маленькая струйка, стекавшая по камням в небольшое углубление. Но на протяжении всего подъёма это была первая вода. Мы были ей рады, черпали кружками из углубления очень осторожно, чтобы не расплескать. Ждать, пока она вновь наберётся, пришлось бы долго.
Привал закончен. Снова пора идти всё выше и выше. С трудом вспоминаю, сколько времени у нас это заняло. Но вот мы поднялись на вершину. Деревьев стало меньше. В основном росли молодые кедры. Повеяло прохладой вместо липкой духоты. Пройдя немного между кедрами, мы вышли на открытый склон. Дух захватило от великого простора, открытого нам. Горы лежали под нами и перед нами. Внизу тоненькой ниточкой бежала река Кучерла. Неба было так много, что им можно было дышать вечность. Лёгкий ветерок принёс облегчающую прохладу нашим разгорячённым телам. А самой чудесной из всего этого была тишина, всепоглощающая тишина, охватывающая всё вокруг и проникающая прямо в душу. Я замерла в ощущении полного и беспредельного счастья. Вот оно! То, что так долго и так самозабвенно искала я в своей жизни. Этот чудесный миг! Ради него не жаль никаких усилий. Тяжёлый путь и вся усталость исчезли безвозвратно, растворились в прошлом и уже не стоили ничего. Так захватило всё сердце, душу, ум и тело настоящее!
Мы бродили по склону в молчании, вбирая в себя открытое нам чудо. Не помню, что делали и говорили остальные. Мы с Наташей только повторяли: «Вот то, что я искала! Как прекрасно!» Руководитель всех фотографировал. Потом включил камеру и попросил некоторых сказать несколько слов об этом походе.
И вновь команда «в путь». Снова взвалив на спины рюкзаки, мы отправились вперёд и выше. Дорога до Кедровых стоянок оказалась несложной. Шли по сухой тропе в открытой местности. Было жарко, вокруг ни одного ручья. Мы прошли траверсом всю гору. Последнее усилие и мы на стоянках. Высота над уровнем моря около 2,5 км. Очень приятное место. Ровная площадка, повсюду кедры. До ближайшей воды вниз по склону метров 50.
Мы сами выбрали себе место под палатку под развесистым кедром. Вытащили все сырые вещи из рюкзаков. На корнях кедра разложили носки, штаны, кофты, спальники, расставили обувь (сами обули сандалии). Тент от палатки расстелили неподалёку на камнях. Палатку поставили пока на каркасе без колышков. А сами отправились вниз к речке. Наташа нашла укромный уголок и начала стирать и мыться. А я, спускаясь вниз, увидела, что Света, руководитель и Галина едят чернику на склоне, и решила тоже там задержаться. Это чудесно, после сухой и не всегда вкусной походной пищи, насладиться свежими ягодами. Черника, хоть и мелкая, была очень вкусная.
Вдоволь наевшись, я спустилась к Наташе. И пока она стирала, я просто сидела на коленях и смотрела вдаль. Руководитель и Галина устроили себе романтическое купание в горной реке. А у костра сейчас были Забара и Алексей. Их время дежурить.
Когда мы поднялись в лагерь, почти все вещи уже высохли. Мы быстро поставили и хорошенько натянули палатку. Не совсем просохшие вещи сложили внутрь. Вечерело и слегка похолодало. Самое время было погреться у костра.
Ужин был скудным. Точнее его почти не было для нас с Наташей. Высыпав из пакетиков в котел суп Харчо, мы увидели, что он получается пустой. Поступило предложение добавить хотя бы рис. В итоге, когда нам откладывали наши порции (до добавления в котёл тушёнки), Наташе достался вообще пустой бульон с сухарями. После ужина мы с Наташей отправились спать. Подъём завтра предстоял ранний (5 утра по местному, а это 2 ночи по Москве).
Самая прекрасная, тихая и тёплая ночь в этом походе пролетела незаметно. Перед рассветом (а в горах солнце поднимается позже, чем на равнине) руководитель разбудил всех и велел быстро собираться. Вещи окончательно высохли за ночь, что очень радовало. Рюкзаки мы собрали быстро. Наташа слонялась по лагерю как зомби, всё время всё забывая. Поэтому палатку мне пришлось собирать в одиночку.
Вообще-то у нас с Наташей тоже были разногласия и привычки, которые нам друг в друге не нравились. Например, она никогда не помнила, где и что у неё лежит в рюкзаке, собравшись, она обязательно забывала что-нибудь или положить, или достать и начинала долго и муторно копаться в вещах. А я любила, когда видела, что человек что-то не так делает, советовать и указывать. Эти привычки невероятно раздражали нас. Но на этот раз было по-другому. Понимание опасности любых ссор и разногласий в сложившейся ситуации (когда руководитель похода настроен враждебно) помогло справиться с раздражением. Я даже не сдерживалась. Просто переносить это вдруг стало легче.
Мне ранние подъёмы даются довольно легко. Встать в 4-5 утра даже проще, чем в 7-8. Так что, когда я увидела, что Наташа всё ещё спит на ходу, то просто собрала палатку сама.
В такую рань в горах были сумерки. Мы до завтрака всё делали с налобными фонарями. После некоторого времени всеобщей сонной суеты, мы, наконец, уселись у костра. Я с трудом запихала в себя завтрак (жидкую овсяную кашу), так как организм есть ещё не хотел. Но идти предстояло долго. Мы с сожалением покидали уютные Кедровые стоянки, где, несмотря на большую высоту, ночи были теплее, чем в других местах, благодаря кедрам, закрывающими это место от ветров.
И вот снова в путь. Впереди перевал Каратюрек. Немного спустившись, мы прошли вдоль реки. Нужно было перебраться на другую сторону. Саша как всегда просто пошёл по воде. Ему проще высохнуть потом, чем прыгать с камня на камень. Остальным мокнуть не хотелось. Река была не широкая, но не перешагнуть. Нужно прыгать. Руководитель прошёл по камням, но на одном сорвался и вымок в ледяной воде по колено. Вроде ерунда, но впереди холодный участок пути, и мокрые ноги ни к чему. Никто из девчонок не решался. Галина примерилась и не стала прыгать. В таких ситуациях, когда все топчутся, мне легко выходить первой. Может выделиться хочется, а может, легче решиться среди сомневающихся. В общем, я прыгнула, заранее смирившись, что промокну и приготовилась не долететь, но имея твердое намерение допрыгнуть. Получилось! Даже не обрызгалась. За мною, не глядя, прыгнула Наташа. Чуть-чуть не долетела, промочила берцы лишь сверху. Потом Галина. Удачно. Забара покидала все вещи и сама прыгнула налегке. Недолёт. Промокла. Алексей и Светлана тоже немного вымокли.
После небольшой заминки мы продолжили путь. Руководитель велел всем взять с собой воды из ручья, так как её на склоне не будет до самого Аккемского озера. Нам с Наташей выдали бутылку из-под сахара. Наполнив водой, я сунула её в карман моего рюкзака.
Начался долгий подъём. Назвать нудным его нельзя. Слишком многое украшало этот путь. Идти было не страшно. Упасть просто некуда. Тропинка, петляющая по горам, была плотной, камни не сыпались. Одно удовольствие. Солнце ещё не показалось из-за вершин. Горы отбрасывали величественные тени, придавая всему пейзажу очень объёмный вид. Этот горный простор радовал душу. И в этот момент, когда волной накатывала усталость, достаточно было просто остановиться и посмотреть на всё это великолепие. За минуту вновь появлялись силы и решимость идти. Подъём хоть и был очень крутым, но, в отличие от вчерашнего, не таким изнуряющим. Через час солнце показалось над вершинами, окрасив всё вокруг в золото. Горные вершины сияли, как в сказке. Простора стало ещё больше.
Мы думали, что будем изнывать от жары. Но, чем выше мы поднимались, тем сильнее, резче и холоднее был ветер. Надев на себя всё тёплое, мы всё равно мёрзли даже под палящими лучами солнца. На одном из привалов пришлось спрятаться за собственный рюкзак от ветра, так как других укрытий не было.
Может потому, что руководитель запугал нас «очень сложным» перевалом заранее, путь не показался столь ужасным, как он нам обещал. Уже в 11:00 мы были на вершине перевала. Высота 3060 м. Невероятный простор раскрывался перед нами. Величественные горы вздымались к облакам и упирались в них. Самая высокая гора Алтая Белуха предстала во всей красе. Её двойную вершину закрывали облака. Казалось, что чьё-то могучее дыхание сдувает снег и гонит его прочь от горы.
Я впервые в жизни видела такую грандиозную картину. Если вчерашняя вершина вызывала бурную радость, захватившую всё внутри, то сегодня горы сделали меня пустой. И в пустоте зазвучала безмолвная песня этих мест. Просто стоять, смотреть и слушать. И ничего не надо больше.
Но у нас, кроме души, которая живёт песнями и счастьем, есть тело, которое устало и хочет есть. Усевшись в каменный круг, сложенный проходившими здесь ранее туристами, видимо, для защиты от ветра, мы достали горелку. Собрав всю воду из бутылок, вскипятили чай (трудновато было его заваривать, так как вода на такой высоте кипит при 80 градусах). Съели две пачки шоколадных конфет, орехи и сухофрукты.
Потом на некоторое время все занялись собой: кто-то фотографировал, кто-то просто бродил и наслаждался видами, кто-то остался сидеть на месте.
Продолжение следует.
Рассказывала Алёна Нижегородская
На иллюстрации – долина реки Кучерла.