В последнее время мне всё больше хочется познать глубину всех отношений между мною и моим подростком сыном. Неважно, дружеский ли это разговор, душевная ли это исповедь, враждебный ли это настрой, а может даже и физическое столкновение. Где начало всего этого?
Я стараюсь внимательно относиться к чтению духовных книг. Стараюсь понять советы всех моих духовных направителей. По Божьему промыслу получаю практическую деятельность, ведь только трудами можно что-либо понять для себя полезное. Тем более, чтобы быть христианином, нужно очень много трудиться над собой. В поездках по святым местам я наблюдаю за своим поведением, за своими ощущениями. Учусь общаться и с православными людьми, и с иноверцами, и с неверующими. Я вижу, что мой сын очень внимательно и осторожно следит за моими действиями, и понимаю, какая ответственность лежит на мне в его воспитании.
Особенно важна передача духа от отца к сыну. Но ведь духи бывают и злые. И очень трудно для себя это распознать. Эти духи маскируются под духа истины. И часто, обманывая и себя, и ближнего, мы подпитываем зло и размножаем, тем самым, свои грехи. Думая, что полагаемся на волю Божью, можно легко подчиниться своему разуму, обмануться и совершить своеволие. И это своеволие бросает нас в мир, где все губительно для нашей души, где грех встает во весь рост и делает нас рабами. Спаси нас от этого, Господи!
Что касается меня и сына. Глядя на его поведение, на его мировоззрение, я вижу, что в моих трудах очень мало еще продвижений. Общаясь с сыном, всё больше и больше понимаю, как важно научиться приносить пользу своей душе, чтобы передать это спасение ему.
Однажды, складывая в деревне дрова, я пожалел его и не стал звать помочь мне. Он в это время спал. Ко мне подошел местный батюшка и спросил: «Отчего твой сын не помогает тебе?» Я говорю: «Он ночью гулял, а сейчас спит, пусть отдыхает». «Ну, трудись тогда за двоих», – сказал батюшка и ушел. А так как я не деревенский и опыта с дровами не имею, много часов трудился зря. Пришел местный человек, увидел как я сложил дрова и сказал: «Надо всё, что сложил разобрать, иначе от ветра и от других воздействий дрова упадут!» Слава Богу, начальные ровные ряды складывал не я, то есть основание уже было. И тут я понял, что так и в духовной своей жизни без учителей, без опыта можно такое своими делами нагородить, что всё придется рушить и начинать заново. Этот человек помог мне после того, как я разобрал всё, что делал, сложить следующий ряд. Объяснил, что везде нужно делать подпорки для устойчивости, что всё не так и просто – нужно следить, чтобы ряды были ровными. Затем я сам стал складывать. Не спеша, ряд за рядом, дошёл до определенной высоты, где можно было складывать только с лестницы. Стало труднее. Прошу Божью помощь. И тут появляется сын. Он недолго, но помог мне. И я подумал насколько легче в трудах всё получается, когда мы вместе. Но силам зла стоит задача нас разлучить, нас погубить поодиночке. А моя задача, как христианина, сражаться с этими силами молитвой, постом и всеми трудами, которые посылает мне Бог.
Гордыня. Как мне ненавистен этот грех. Он как змея подкрадывается со всех сторон, чтобы ужалить. Он рождает многие другие грехи, не менее опасные. Он посылает нам разные душепагубные мысли. Он разлучает детей с родителями. Он направляет нас в пропасть. От него можно очень сильно упасть. После него очень трудно вставать. И только с Божьей помощью. Через него мы научаемся не только любви к Богу, к себе и к ближнему, но и правильно оценивать силы врага. Этот грех, гордыня, в прошлом погубил множество людей. Он и сейчас очень опасен.
Я знаю, что мне много ещё предстоит трудиться над собой. И враг мой всегда не дремлет. Я прошу у Бога дать мне силы. Я верю, что Божья сила сильнее всех моих врагов. Я верю, что придет время, когда мы с сыном будем вместе бить врага в единомыслии во славу Христа Спасителя!
Исповедовался Дмитрий Колпинский (Ижорский)