Мы живём в эпоху перемен и все находимся в пути. Кто-то просто следует по нему, кто-то ему противится, кто-то плывёт по течению. Искусство эпохи барокко – искусство перехода. И нам это необходимо почувствовать и ощутить.
Накануне концерта мы слушали музыку эпохи барокко – Иоганна Себастьяна Баха. А следующим вечером посетили Храм, построенный в стиле барокко – Смольный собор. Там состоялась премьера симфонического эпоса «Русь Православная» молодого композитора Антона Лубченко. Он же и дирижировал.
Антону Лубченко 27 лет, он выпускник Санкт-Петербургской консерватории. В сезоне 2010-2011 г.г. являлся Художественным руководителем и дирижёром Художественного Академического театра оперы и балета Республики Бурятия. Является автором опер, симфоний, квартетов, музыки к кинофильмам. Симфонический эпос «Русь Православная» — самая значительная его работа. Процесс её создания занял у композитора почти десятилетие.
Данную симфонию, представленную в Смольном соборе, мы не только слушали, но и смотрели. Дирижёр был очень эмоционален. Его руки, и особенно пальцы, притягивали взгляд. Они напоминали деревья во время бури, урагана… Пальцы то мелко и часто дрожали, как ветви на ветру, то скрючивались причудливо, как веточки под напором стихии, то вдруг руки вздымались вверх, как стволы, тянущиеся к невидимому солнцу и о чём-то взывающие. Это была буря, неистовство… Капли пота, как слёзы, срывались с лица дирижёра. И музыка была такой же – то нежной и благодушной, то грандиозной и беспокойной. Она то убаюкивала, то вопиюще раздражала чувства и бунтовала.
Непродолжительные периоды мира и согласия на Руси сменялись бунтами и потрясениями. Это нашло отражение в симфонии: музыкальные картины света и тьмы постоянно сменяли друг друга. Тревогой и мятежностью пронизано произведение, но грандиозно-величественный финал внушает оптимизм. «Русь языческая», «Русь крещёная», «Русь Святая» – так называются три круга симфонического эпоса. Неоценимы роль и значение Православия и в древней Руси, и в современной России – и поэтому всё произведение называется «Русь Православная».
Антон Лубченко говорил, что его целью было создать симфонию-роман, симфонию-спектакль. По-моему, ему это удалось в полной мере. И молодость лет автора не только не помешала ему, а, наоборот, может быть, дала возможность разглядеть что-то такое, что недоступно другим…
После концерта мы медленно шли по брусчатке возле Храма и молчали. Было о чём задуматься…
Фото журналa «Вода живая»
www.aquaviva.ru/news/?id=23414
Путешествовала с Антоном Лубченко Алла Евдокимова