В нашем доме есть ничем не примечательные и, вместе с тем, особенные вещи. Они дороги нам как память о Зое Ивановне Машковцевой.
Мы познакомились с ней в детском лагере отдыха, куда я устраивалась на работу. Тогда Зое Ивановне было за 70. Но, несмотря на годы, она энергично работала, была бодра и весела. Глядя на то, как она без устали выполняла огромный объём работы, мы ощущали себя слабаками. Выделяло её среди всех и отношение к людям: всегда уважительное и с готовностью помочь. Зоя Ивановна, будучи старшим ребёнком в многодетной семье, прошла испытания войной и послевоенными трудностями. Она научилась жертвовать своими интересами, служить людям и не роптать. И в наше время она осталась верна своей позиции: то одинокому старику вымоет весь дом, перестирает и погладит бельё, поделится чем-нибудь вкусненьким, то запойному поможет, от которого все брезгливо отворачиваются. В свой обеденный перерыв она ходила в лес, набирала ягод или грибов, заносила тому, кто не мог ходить по лесу. О, как были благодарны эти люди Зое Ивановне за стаканчик свежих ягод!
Больше всего любила Зоя Ивановна дарить подарки. Увидит какую-нибудь красивую или практичную вещь, сразу загорится желанием купить и подарить её кому-то. И так она торопилась, с такой радостью принималась за дело, будто это было самым важным в её жизни.
Помню такой случай. В лагере сменилось начальство. Пришли те, для которых единственная цель в жизни – обогатиться, неважно как. И тут честная, добросовестная, служащая общему делу Зоя Ивановна оказалась «не ко двору». Она была укором их совести, поэтому её начали безжалостно гнобить. Мы, привыкшие ценить Зою Ивановну, возмущались несправедливым отношением к ней, пытались всячески помочь, недоумевали: что делать? Надо что-то делать! А она смиренно и спокойно отвечала: «А я знаю, что делать. Видела в Полянах красивые блюдца для чайных пакетиков. Я их моей гонительнице подарю. Она хоть и начальник и очень богата, но этого у неё нет. Ей приятно будет ставить на стол перед гостями блюдца». Да, подумала я тогда, решение вопроса… Своим рациональным умом не могла понять, зачем ей такие расточительства, а особенно, стоило ли дарить тем, кто этого не заслуживает. Противилась брать от неё подарки и сама. Но видя, как расстраиваю её своим отказом, сдавалась и принимала. Так появились у нас подарки бабушки Зои.
Как на драгоценности смотрю я сейчас на эти вещи. Зои Ивановны уже нет с нами. Травля всё-таки пошатнула её здоровье, недолго она прожила после того, как её «попросили» уйти сначала на другую работу, затем и вовсе уволили. Только теперь я понимаю, почему она торопилась дарить радость, щедро делилась всем, что имела. Каждая вещь теперь говорит о ней, о её теплом отношении к нам. В душе поднимается волна благодарности и молитвы к Богу: «Господи, помилуй душу усопшей рабы твоей Зои и даруй ей Царство Небесное».
Вот так, простая, необразованная женщина сумела показать, что в жизни самое главное. А главное в жизни – скреплять отношения между людьми единственно прочным и благодатным раствором – любовью. Зоя Ивановна установила связь между жизнью и смертью, прошлым и будущим, материальным и духовным, показав своим примером, как обычное, вещественное может служить высокому, небесному, обретая вечность в виде доброй памяти.
Прозревшая Анна, в прошлом — Расиля