Ещё не наступил сентябрь, и обычные школьники только готовятся приступить к изучению истории, природоведения, географии по учебным пособиям, книгам и атласам, а наши ученики (7 «а» класс школы им. А.М.Горчакова) со своими преподавателями двинулись на далекий Север, чтобы в реальных условиях повзаимодействовать с природой, почувствовать и ощутить её красоту и хрупкое равновесие.
Итак, наша команда отправилась в путешествие, и его началом стал Соловецкий архипелаг. Путь к нему лежал через Белое море. Соловки – древнее поселение, которое богато своей историей ещё с XVI века. На островах в разное время происходили события, которые оставили след в истории не только края, но и всей страны. Это основание Спасо-Преображенского монастыря, жития чудотворцев. Кроме того, Соловецкий монастырь был известен как место ссылки, заточения различных деятелей прошлого, а также как могучий форпост Российской империи, отразивший атаку английского флота в 1854 г. во время Крымской войны. В советское время здесь функционировал зловещий лагерь заключенных СЛОН, закрытый в 1939 г. В дальнейшем на острове располагалась военно-морская база, в том числе знаменитая школа юнг, в которой учился писатель Валентин Пикуль. Есть его книга «Мальчики с бантиками». Так раньше называли ленточки у бескозырок. Книга эта о том, как юнги уходили на войну. Конечно, это волнует наших мальчишек, ведь о чём так мечтают в юном возрасте: о море, о чайках, о рубке капитана, и каждый представляет себя капитаном…не меньше. А пока, чтобы попасть на архипелаг надо пересечь Белое море на судне, которое курсирует между Соловками и большой землей.
Приключения ждали уже в пути, волны захлестывали суденышко, и особо отважные приняли боевое крещение, стоя на палубе: их окатило водой, на берег сошли мокрыми по пояс. Чайки летали над палубой и хватали хлеб из рук, на берегу ждал автобус допотопных времен с надписью на борту «Гостиница «Соловки».
Сразу побежали обследовать окрестности. На море отлив обнажил берег, оставив на суше водоросли, раковины, морскую живность. Белое море живет по своим законам, соблюдая четкий ритм приливов и отливов, подчиняя себе всё живое. Морская вода очень соленая и богата планктоном и бурыми водорослями. Их собирают и используют для косметических целей, рецепт держат в секрете. Маленький крабик, подобранный на суше, не успел улизнуть от юных следопытов, и пару дней ему пришлось провести в стакане с водой в гостинице. По нему можно было сверять часы, так четко он имитировал приливы и отливы, живя с ритмами своих собратьев.
Архипелаг имеет каменистую природу, покрыт мхом и другой растительностью. На нём тысячи озер. Для сохранности хрупкой природы переходы между строениями оборудованы древними дорожками.
Камни играют особую роль в культуре этого края. Из них выстроены загадочные лабиринты, замысловатые горки и насыпи, а также все древние строения, включая ансамбль монастыря. Особенно поражают знаменитые лабиринты, имеющие, вероятно, ритуальное назначение у древнего саамского народа. Возможно, эти лабиринты служили для помощи душам умерших прейти в иной мир. Всё каменное великолепие возглавляет монастырь, обретший современный вид ещё в XVI веке при игумене Филиппе. Тяжёлые кованые ворота монастыря хранят тайны прошедших времен и неохотно открываются перед пришельцами, а так хочется приоткрыть их.
На Соловках каждый камень пропитан духом своего времени. Вдохновленные красотой святых мест, ребята делали зарисовки каменных строений, монастырских стен. Изучили старую мельницу, точнее её остатки. Тщательно проверили, куда должно засыпаться зерно, откуда подавалась вода. Очень важно понять, как всё работало. Может и изобретут тоже что-нибудь в будущем. Много где были… и в ботаническом саду, и на лодочной станции.
Нагрузки и испытания закалили ребят, они возмужали, окрепли духом. К преодоленным трудностям надо добавить ограничения в питании (питание монахов аскетично, хлеб пекут не каждый день), длинные переходы (до 20 км в день), суровый климат (холод, сильные ветра), бытовые неудобства. Природа подчинена суровым воздействиям края; растения приземистые, искривленные, а березки причудливо изогнуты… мальчишкам путешествие пошло на пользу. Они познакомились с Севером не теоретически, по книгам, а реально, потрогав всё своими руками, сформировав точный образ края, добавив его в копилку нашей культуры. Надеемся, что они вырастут настоящими мужчинами, способными послужить Отечеству и род свой сберечь. Вот так и воспитывается мужество, растут наши защитники.
Размышляла зоркоокая Алла