Малая Церковь

Брак в Кане Галилейской

Прибыв утром в Рождества Пресвятой Богородицы Коневский мужской монастырь на престольный праздник, причастившись и освятившись святой водой, дождем, водой Ладоги, солнечными лучами и благословлением епископа Амвросия, уже вечером я пишу эти слова, чтобы преобразовать их в мой небольшой доклад на тему «Христианская семья – Домашняя церковь: одна вера, один дух, один уклад». В понедельник получил на руки книгу архимандрита Рафаила «Тайна сия велика есть». Удивительно, что «пришла» эта книга не откуда-то, а с Соловецких островов из Монастыря… Ручка моя скользит по бумаге. Когда я поднимаю глаза и смотрю в большое открытое светлое окно своей кельи, предо мной открывается чудесный Рождества Богородичный Монастырь с его небесно-голубыми куполами и золотыми крестами. Удивляюсь всё больше и больше тому Божьему промыслу, который ведет каждого православного человека. Да, каждому посылаются скорби, испытания, страсти. Но каждому по вере и по стараниям его дается благодать личного общения с Богом, его поддержка и помощь даже в тот момент, когда и человеческих сил уже нет. И слышит нас небо, и отвечает, и дарует нам силы, здоровье, человека редкого (родного), наставника, знание истины, только искренне просите… Так что с Богом ничего не надо бояться, только вперед, на борьбу с нашими немощами, безверием и грехами.

Изучая книгу, остановился на некоторых серьезных вопросах современной семьи. Семья – школа любви. Здесь радости смешаны со скорбями и искушениями. В семье, как и в Церкви, должна быть строгая Иерархия. Глава семьи должен проявлять к своим домочадцам одновременно любовь и строгость, так же, как священник в церкви относится к своей пастве. Но семейная любовь не должна поглощать все силы главы семьи – мужчины, а быть трамплином для достижения духовной любви к людям.

В современном мире люди бегут от одиночества. Его боятся, оно невыносимо. Наспех создав семью, человек обнаруживает рядом с собой чуждое ему по духу существо. Начинается непримиримая борьба, которая оканчивается или бегством одной из сторон, или же её духовным порабощением.

Семейный вопрос, пишет отец Рафаил, приобрел трагический характер в наше время. Семьи разваливаются, как рассыпаются домики из песка. Часто люди вступают в брак с одним желанием – поработить и подчинить себе другого человека.

«Вы разочаровались во многих, к сожалению, не разочаровались в себе самой» – так часто отвечает отец Рафаил разочарованным по жизни женщинам. Уверены ли вы, что оцените достойного мужа, а не сделаете его несчастным? Божий промысел бережет вашего потенциального супруга от вас. В семье надо больше давать, чем брать. Прежде чем искать хорошего мужа, приобретите качества примерной жены для будущего брака, умейте уважать мужа как главу семьи, не упрекать его в тяжелых жизненных ситуациях или недостатках характера, присущих всем нам. Подумайте, какой должна быть жена-христианка, приблизьтесь к этому образу и тогда появиться тот человек, который будет вам другом жизни.

Касаясь проблемы разводов, отец Рафаил замечает: обычно в распаде семьи обвиняют мужчину, говорят, что он выпивал, изменял. Но упускают из виду, что происходит это из-за отсутствия любви и тепла в собственном доме. Можно при внешней лояльности, колкостями, насмешками, нетерпением, внутренней злобой, вечным недовольством, упреками, сделать жизнь для другого невыносимой. Мужчинам автор книги рекомендует в общении с женщиной избегать грубости, так как она более ранима, а также избыточной опеки, что может вызвать её душевную привязанность, легко переходящую в пристрастие. Женщина более непредсказуема, поэтому в общении с ней надо соблюдать умеренность и осторожность. Духовные блага женщина получает через отца, мужа, духовного наставника.

Семья основана на любви. Любовь соединена с видением красоты в другом человеке. Брак – это душевная теплота, которая согревает любящих людей. Но помните, что иногда лучше быть одному, чем с тем, к кому нет любви. Брак похож на красивую «башню» снаружи, особенно издалека, но когда войдешь во внутрь, не знаешь, что тебя ожидает. Поэтому предоставьте всё Воле Божьей и благодарите Бога за каждый прожитый день, а не оплакивайте свою жизнь, как прожитую впустую. Проявляйте терпение, молитесь, тогда встретите супругу / супруга. Дай Бог вам в семье стать друзьями. Слово друг означает «другой Я». Ищите друг в друге духовное родство, образ Божий, свет и тепло, душевные интересы, любовь и нежность… Верьте, Господь в своём Промысле всем нам заслуживающее даёт. Когда христианин служит другим, смиряя себя, то счастье само ищет его. Не спешите убегать в монастырь от семейных неурядиц – это ещё хорошо, если монастырь для вас это преддверие рая, если же нет, монастырь может стать для вас хуже, чем лагерь для заключенных. Дорожите своим «сегодня». Апостол Павел говорил, что день спасения – сегодня, а завтрашний день для нас неизвестен.

На острове наступила звёздная ночь, я пишу эти строки, а где-то много лет тому назад в маленькой колыбельке спала маленькая Мария – Матерь Наша Богородица. Это первая её земная ночь… За стеной в соседней монашеской келье слышится шепот молитвы: «Пресвятая Богородица, спаси нас!», который стихает только к 5 утра. Колокольный звон. Пора идти молиться – утренняя литургия… Преподобный Иоанн Лиственничник пишет, что когда человек проснется утром, то первой его мыслью должна быть мысль о Боге – и этим он освятит весь свой день. Божьей Благодатью.

После вечерней службы в Божьей Церкви я вновь возвращаюсь к нашей Малой Церкви – семье, её насущным проблемам. Возникает вопрос том, почему дети, особенно мальчики, часто вырастают «маменькиными сыночками». Архимандрит Рафаил считает, что это происходит не по тому, что ребенок откровенен с матерью как со своим другом, а потому, что мать неразумно берет на себя все его проблемы и подавляет личность. Некоторые родители тотально контролируют ребенка и вмешиваются в мелкие вопросы его поведения, ожидая плохого. Тем самым семья превращается в казарму или тюрьму. Нужно не только добиваться доверия своего ребенка, но и доверять ему. Есть родители, которые превращают дом в кабинет прокурора вопросами и допросами. Такой деспотизм дорого обходиться как детям, так и родителям. Ребенок вырастает либо слабовольным существом, либо деспотом, жертвами которого нередко становятся сами родители. У древних есть поговорка: «Одинаково жестоко избаловать ребенка или выгнать его из дома». Есть и такие родители, которые всегда упрекают и обвиняют своих детей: «Я посвятила тебе свою жизнь, пожертвовала своим счастьем». Как будто хотят сделать из ребенка вечного должника. Думается, что тот, кто любит, с радостью служит другому. Не дай Бог таким родителям услышать: «Возьмите своё и дайте мне только одно – свободу от вечного рабства за ваши заботы и благодеяния». Григорий Богослов говорит: «Тело – от родителя, душа – от Бога». Поэтому родители часто любят «тело», забывая о душе ребенка, покупая для «тела» лучшее в жизни. Будьте сами такими, какими бы вы хотели видеть своих счастливых детей и молитесь за них чаще, чем вы пытаетесь их не принять, переделать или сделать за них.

Мы, становясь родителями, должны всегда помнить, что наши грехи не только наше личное дело, но и причина трудностей и страданий детей. Искусство воспитывать ребенка – одно из самых высоких искусств, для которого надо прежде всего воспитать себя и учить ребенка личным примером. Я читал у одного из святых, что Господь принимает обращения человека во всякое время, но лучший возраст для духовной жизни – это детство, когда душа мягкая, как горячий воск. Учите своих детей молитвам уже в раннем детстве.

Также следует уважать своих родителей, посильно помогая им. Уважение к родителям не должно переходить в послушание их грехам. Очень часто наши близкие, самые родные люди, позволяют себе по отношению к нам ту бесцеремонность, на которую не решился бы чужой человек. На это надо смотреть, как на «икону терпения». Чтобы не обидеться и не обидеть ближних и дальних, вспоминайте, как часто мы бываем и были несправедливы к людям. Принимайте их всецело и безбоязненно как духовное испытание. И старайтесь не оправдываться, а молиться. В таких случаях молитва – лучший ответ искусителям.

Возвращаясь с острова, я стал участником очень интересной беседы в машине между настоятелем монастыря игуменом Александром, духовником монастыря отцом Варахиилом, монахом Диодором. Я понял, что христианину надо начинать с себя, а управив себя, можно потихоньку уже правильно взаимодействовать и с ближними, и с церковью, и с государством. И, конечно, нужно каждому человеку незамедлительно строить Ковчег для спасения Души.

Архимандрит Рафаил рекомендует молиться вместе с супругом/супругой, с детьми, читать акафисты Ксении Блаженной, Николаю Чудотворцу, Матроне Московской, Божьей Матери – покровителям-защитникам наших семей. Бог никого и никогда не оставляет без ответа. Когда он молчит, то в самом молчании найдите ответ. Бывает так, особенно в наше время, что рушатся семьи. Принимайте это как данность, так как если бы это не случилось сегодня, то впоследствии разлад сопровождался бы ещё большими страданиями и болью. Пройдет время и вы поймете, почему именно вам и именно так был необходим этот кризис, похожий на тяжелую операцию. Тогда вы будете видеть, а теперь верьте и говорите «слава Богу за все». Если не получилось сохранить с Божьей Помощью семью, то молитесь Богу о создании новой семьи. Помните, что не Бог для нас, а мы для Бога. Не забывайте о ваших духовных долгах, в которых мы оказываемся перед Богом. Неисполнение евангельских заповедей и постоянное нарушение нами законов Божьих – это тоже долги, за которые нам приходится расплачиваться скорбями и неудачами в жизни. Для избавления от житейских недуг, неудач и скорбей надо молиться святым Христа ради юродивым. Их победа над материальным миром и презрение к внешнему, даёт им особое дерзновение помогать людям в том, что они отвергли и победили в себе.

В заключение обращусь к Первому посланию апостола Павла к Коринфянам. Это послание есть непревзойденный гимн любви. Любите и будьте любимы. Помоги вам Господи.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

А теперь пребывают сии три: Вера, Надежда, Любовь, но Любовь из них большая.

На иллюстрации — библейский сожет «Брак в Кане Галилейской».

Подвизающийся в соискании Малой Церкви А. Ларионов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Сообщество «Возрождение» Следите за нами RSS