13 июня 2012 года, в суматохе дня, только выйдя из метро, я вспомнила, что сегодня необычный семинар – у нас будет гость. Вспомнила еще кое-какую смутную информацию, что он художник, историк, архитектор. Быстренько пробежав через сквер, захожу в зал и вижу наших «семинаристов», с некоторыми последнее время встречаемся редко, но сегодня они с нами и это очень приятно. Оглядываю нашего гостя и вижу, что он человек, погруженный с головой в своё дело, а зовут его Евгений Игоревич. Глядя на него, я окунаюсь в атмосферу 90-х годов, когда посещала художественные салоны и выставки на Пушкинской ул. 10. Сегодня Евгений Игоревич рассказывает нам о Калигуле-Сапожке (Гай Юлий Цезарь Август Германик) и нравах того времени. Мне интересна манера изложения темы, а по той горячности, с которой наш гость отвечает на вопросы, видно, что ему приятны заинтересованность слушателей и душевный отклик.
После встречи я решила познакомиться с работой Евгения Игоревича «Век Авангарда: Подытожим» (20 век). Читаю: «Кто почитаем на Руси?» – это святой, юродивый, солдат со смекалкой, Иванушка-дурачок. Но прежде всего – разбойник. Идет он медвежьей поступью, мычит «дубинушку», а от звона цепей вся Россия погружается в раздумья: сочувствует. И какая разница за что его – в кандалы, ведь слово «узник» в русском языке возвышенно-героическое.
Слово «авангард» тоже героическое, антитеза всему советскому, партийному. И он идет своим путем. За «излишний романтизм», за противоестественную оригинальность авангардистов «сажали по статье», но они не отказывались от своих убеждений. Их сравнивали с декабристами, они называли себя правозащитниками. Замечено, что данная категория людей обладала удивительной пробивной силой, уверенностью в своей уникальности, а главным тезисом авангарда было «самовыражение». В этих «самовыраженцах» мировая культура не оставила следа: мысли о том, что надо учиться, желательно на примерах гениальных предшественников, в их среде хождения не имели. Если взглянуть на столпов отечественного авангарда через призму профпригодности, то мы увидим, что они профессионально не обучались. Филонов – единственный, кто учился в училище при Академии Художеств. Василий Кандинский, Каземир Малевич и другие реформаторы искусства не имели специального образования, а их талантливость в детстве не бросалась в глаза.
Но после залпа «Авроры» эти футуристы оказались комиссарами. Малевич стал губернатором Приднестровья и возглавил отдел ИЗО Народного комиссариата. Именно тогда родилась традиция приобретать в музеи творчество «увесистых» чиновников. Этот «живописец-квадратчик» на 9 /10 уничтожил музей Академии, «реорганизовал» Эрмитаж, Русский музей. Только через 70 лет народ понял, сколько замечательных памятников искусства уничтожил большевизм. А самые яркие фигуры авангарда могли, например, объяснять композиционную идею голубиной кляксы, горячо дискутировать на темы микрокосма, единства и борьбы противоположностей и т.д. Когда возраст авангарда перевалил за сотню, стало ясно, что авангард разрушил ШКОЛУ. А вот то, что ставится в его защиту – коллизия цвета, звучание среды, были сделаны раньше Александром Ивановым, Семирадским, Гойя, Эль Греко, Босха, Гольбейном.
Уже в 20-х годах прошлого столетия начинает формироваться и управлять мировым искусством артбизнес. По степени рентабельности он опережал торговлю оружием, уступая только торговле нефтью и наркотиками. Искусство оказалось в плену обмана. Но дельцов от искусства, вложивших миллиарды в новейшие картины, от которых ломились склады в Европе и Америке, это не волновало. Они плодили «гениев» вопреки закону константы. Им было безразлично то, что и Леонардо, и Рембранд мастерски владели рисунком, кистью, композицией, пластическим мышлением, знали и чувствовали физиологию и психологию света, разбирались в анатомии и понимали смысл слова «образ». Эти дельцы решили, что современное искусство является исключением из правила, что не надо владеть набором перечисленных талантов и навыков, а лучшее место для торговли произведениями искусства – Новый Свет, где американец без культурных корней, где реклама и собственное мнение – синонимы. Выбирался объект для «раскрутки», затем проводился аукцион, где все заранее было разыграно как по нотам: освещение события в печати, светский раут, сертификат приводили движение цен к повышению. Если человек смотрел на картину и говорил вслух, что «такое каждый сможет», то ему объясняли, что надо повернуть голову набок, прикрыть глаза и улететь в никуда. А если вы не понимаете таких вещей, то вы неинтеллигентный человек.
Если художников просили нарисовать лошадь или обезьяну, они возмущенно говорили, что они представители авангарда и не надо просить их это делать. Ведь авангард настаивал на своей демократичности. А источником и составляющей частью творцов авангарда являлся народный дилентантизм. Эти «творцы» брали кисти пошире и яростно накидывали кучки краски побольше на холст. У них не было ни критериев, ни авторитетов, но присутствовала самоуверенность. Мания величия и подсознательное чувство ущербности давали бешеный заряд энергии для преодоления барьеров.
Специфическим признаком русско-интеллигентской психологии является ненависть к сильным и любовь к слабым. На Руси любовь к убогим сметает любую логику. И поэтому, когда благополучный, крепкий, спокойный художник предлагал свою работу, выставком воспринимал это как личное оскорбление. Происходил искусственный отбор. Работа не проходила. Но надо четко знать, что нет гениев вне мастерства, вне профессионализма. И вот странный век прошел, век непостижимых авантюр и виртуозных подлогов. На рынке спрос на качественный товар – это сокрушающий удар по подвальному искусству, ведь «творцы-бойцы» не способны создавать прекрасное, они вообще не способны создавать!
Кусала И.В.
На иллюстрации — фрагмент картины Каземира Малевича «Супрематизм» (1915-1916).